Вход Регистрация
  • Главная
  • О районе
  • Новости
  • Публикации
  • Реклама и подписка
  • Полезная информация
  • Обратная связь
  • Каталог статей
    Главная » Статьи » Публикации » Мост через Керченский пролив

    История моста

    Все мы знаем, что активные разговоры вокруг строительства Керченского моста ведутся как минимум последние два десятилетия.

    Однако мало кто в курсе, что железнодорожный мост через этот самый пролив уже однажды был построен, и по нему даже шли поезда.  Причем строительство этого объекта вполне может претендовать на Книгу рекордов. Оказывается, сложнейшее инженерное сооружение - 4,5-километровый железнодорожный мост с двумя разводными пролетами был построен в условиях военного времени в 1944 году всего за 150 (!) дней.

    О возможности сооружения моста через Керченский пролив впервые всерьез задумались англичане. В начале ХХ века вслед за успешным строительством Индоевропейского телеграфа британское правительство вознамерилось проложить по этому же маршруту — от Англии до Индии через Крым и Керченский пролив — железную дорогу. Но до реализации проекта дело не дошло — возникли проблемы с финансированием.

    В 1903-м идеей строительства моста заинтересовался Николай II. К работе были подключены лучшие российские инженеры, но осуществлению планов помешала Первая мировая война. Следующая попытка была осуществлена уже в советский период, в 30-х. Планировалось проложить железную дорогу с юга Украины — от Херсона через Крым, по мосту через Керченский пролив и затем вдоль всего Черноморского побережья Кавказа до Поти. Отечественные заводы не могли справиться с выпуском всех необходимых для строительства гигантского моста деталей, поэтому их заказали в Германии. Но вскоре началась Вторая мировая война, и за строительство взялся Гитлер.

    В 1943 г. Гитлер приказал министру вооружений Альберту Шпееру приступить к сооружению моста через Керченский пролив для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта. Немцы стали свозить в Керчь различные строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады Сталин запретил, т.к. планировал после освобождения Крыма довести до конца начатое немцами строительство.

    Немецкий проект, так же, как и британский, предполагал сооружение трансконтинентальной железной дороги: из Мюнхена через Керченский пролив в Индию. Весной 1943-го началась непосредственная подготовка к строительству, по плану мост должен был быть полностью закончен к августу 1944-го. Но из-за изменения положения на фронте эти работы вскоре были полностью прекращены.

    Впрочем, соединить два берега немцам все же удалось, и дорогу через Керченский пролив они построили. Только не железную, а канатную. Летом и осенью 1943-го с ее помощью ежедневно перебрасывали по 500–800 тонн груза.

    Перед отступлением немецкие войска почти полностью разрушили это сооружение. Но как только Тамань была освобождена, а в восточной части Крыма высажен десант, советские инженеры вновь занялись соединением двух берегов Керченского пролива. Для восстановления дороги было использовано оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог в Грузии. Хотя на самом деле канатную дорогу через пролив нужно было не столько восстанавливать, сколько строить заново. И строительство это было не из легких: море постоянно штормило, строительные плоты раскачивало так, что солдаты привязывались к ним веревками, чтобы их не смыло волной. Однажды плот с людьми унесло в Азовское море. Их искали несколько дней, спасли полуживых. Чтобы защитить людей от неприятельского огня, вдоль стройки курсировали катера и с наветренной стороны ставили дымовые завесы. Дым разъедал глаза, мешал работать, но иного выхода не было.

    В феврале 1944-го канатная переправа над Керченским проливом снова начала действовать. Протяженность ее была 5100 метров, работало на ней 150 грузовых вагонеток. Правда, суточная производительность советской дороги составляла только 300 тонн, но все же несколько недель канатная дорога являлась единственным средством доставки грузов на крымский берег.

    После освобождения Крыма керченской канаткой не пользовались. Вновь вспомнили о ней осенью 1944-го, когда советские войска овладели северо-восточными склонами Карпат.

    Канатную дорогу было приказано демонтировать и установить на одном из труднодоступных перевалов. Но пока канатку разобрали и доставили в Карпаты, надобность в ней уже отпала: наступающие войска к тому времени ушли далеко вперед.

    Решение о строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив было принято 25 января 1944 г., то есть задолго до освобождения Керчи (11 апреля 1944 г.). Проектирование мостового перехода, подготовительные и первые строительные работы на восточном подходе со стороны Кавказа начали также не дожидаясь освобождения Керчи.

    Первая свая была забита 24 апреля 1944 г., а 3 ноября 1944-го по мосту уже прошел первый поезд от станции Крым до станции Кавказ. Принимавшая объект комиссия отметила, что «коллектив... поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки». Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение 116 ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 года. Однако уложиться в эти сроки не удалось, и произошла катастрофа.

    В необычно морозную зиму 1944–1945 годов в Азовском море образовался очень толстый слой льда. В феврале наступило резкое потепление, и ледяные поля двинулись в Черное море, прямо на мост. Льдины обстреливали из орудий с берега, бомбили с самолетов, забрасывали с опор моста толовыми пакетами — все было напрасно. Под напором льда 50 из 115 опор моста рухнули, увлекая за собой пролеты. Это произошло 18 февраля 1945 года — мост продержался лишь немногим более трех месяцев. Как ни странно, но в этом случае Сталин никаких репрессивных мер не принял. По легенде, советский диктатор сказал: «Наказывать не будем. Я сам в этом виноват».

    После окончания войны рассматривался вопрос о строительстве на месте рухнувшего моста нового. Замнаркома путей сообщения Гоциридзе, представляя проект Сталину, в качестве последнего аргумента заявил: «Это, товарищ Сталин, будет царь-мост», на что тот ответил: «Царя мы свергли в 1917 году». И вместо моста была построена паромная переправа.

    После воссоединения Крыма с Россией руководством России принято решение о строительстве моста через Керченский пролив. После споров решили строить транспортный переход через косу Тузла.

    Проектировкой моста через Керченский пролив будет заниматься ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург». Соответствующий контракт с институтом накануне подписало ООО «Стройгазмонтаж», которое является  исполнителем контракта по строительству транспортного перехода между Крымом и материковой Россией. Об эттом сообщает Крымедиа, передает Керчь.ФМ

    70% строительных материалов, необходимых для возведения Керченского моста, придется завозить на полуостров с материковой части России.

    Проект должен быть готов к 30 июня. Подготовку материалов для изъятия или выкупа земельных участков для нужд строительства планируется завершить до 5 августа.

    Керченский мост начнут использовать в рабочем режиме в декабре 2018 года, а введут в эксплуатацию к июлю 2019 года. Стоимость строительства составит 228 млрд 300 млн рублей. Длина транспортного перехода почти 20 километров.

    Категория: Мост через Керченский пролив | Добавил: Администратор (2015-05-04)
    Просмотров: 445 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Соц. сети:
    ДЛЯ РЕКЛАМЫ: п.Ленино,ул.Пушкина,35а.Тел.+7 978 826 21 41. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 298200, пгт Ленино,ул.Садовая,124 ТЕЛЕФОН 4-10-28, ФАКС 4-01-44. E-mail: g.reporter@mail.ru ДЕНЬ ВЫХОДА: пятница.ИНДЕКС: 96266 Свидетельство о регистрации печатного СМИ ПИ№ ТУ91-00133 от 24.03.2015г, выданное управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю.УЧРЕДИТЕЛЬ: ИП Мержев А.Ю.